Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке производства цельномолочной продукции

Общие положения

 

В связи с рассмотрением заявления (вх. 6004 № от 20.08.2009) о нарушении антимонопольного законодательства ЗАО «Алев» проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке производства цельномолочной продукции. Целью проведения анализа рынка производства цельномолочной продукции является установление наличия  доминирующего положения  ЗАО «Алев» на территории Ульяновской области.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на  рынке производства цельномолочной продукции проведена в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006  № 108 (далее – Приказ N 108).

В качестве источников исходной информации использовались данные территориального органа федеральной службы государственной статистики (Ульяновскстат)  об объёме производства, ввоза (вывоза) продукции на территорию Ульяновской области; сведения, полученные от производителей молочных изделий; Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст).

 

Временной интервал исследования товарного рынка

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для рассматриваемого рынка необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, поэтому проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на рынке производства цельномолочной продукции. Таким образом, за временной интервал взят 2008 год.

 

Продуктовые границы товарного рынка

 

Продуктовые границы товарного рынка определяются, исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров.

Рассматриваемый товар принадлежит к группе  Общероссийского классификатора продукции (ОКП)  92 2002 9 - цельномолочная продукция (в пересчете на молоко); по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД) - 15.51.1 Производство цельномолочной продукции, которая включает в себя следующие:

- 15.51.11 Производство обработанного жидкого молока; 

- 15.51.12  Производство сметаны и жидких сливок;                 

- 15.51.13  Производство кисло-молочной продукции;                      

- 15.51.14  Производство творога и сырково-творожных изделий.

Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукции» дает следующие определения:

- молоко - продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него;

- молочный продукт - пищевой продукт, который произведен из молока и (или) его составных частей без использования немолочных жира и белка и в составе которого могут содержаться функционально необходимые для переработки молока компоненты.

Молоко, предназначенное для промышленной переработки, должно соответствовать требованиям ГОСТа Р52054-2003 (распространяется на молоко натуральное коровье, производимое для дальнейшей переработки в установленном ассортименте), ветеринарным и санитарным правилам. Молоко должно быть цельным, свежим, с минимальным количеством микробов, без дефектов вкуса, запаха, консистенции и цвета, не замороженным, плотностью не менее 1,027 г/см3.

Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров. В молоке содержится свыше 100 ценнейших компонентов: до 20 сбалансированных аминокислот, почти столько же жирных кислот и сахарлактоза. Молоко включено в состав потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры,  дети).

Таким образом, продуктовые границы анализируемого рынка определены как производство цельномолочной продукции.

 

Состав продавцов и покупателей

 

В соответствии с пунктом 31 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по переработке молочного сырья, являются молочные комбинаты, сельскохозяйственные предприятия, имеющие цеха по переработке молока, а также индивидуальные предприниматели.

Поставщиками молочного сырья являются сельскохозяйственные производители, которые подразделяются по следующим категориям: сельскохозяйственные предприятия – бывшие колхозы и совхозы, ныне существующие в форме СПК, ЗАО, ОАО, ООО; фермерские хозяйства и хозяйства населения. Сельхозпроизводители, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой расчета.

Продавцами на товарном рынке цельномолочной продукции являются перерабатывающие предприятия (молочные комбинаты и иные хозяйствующие субъекты), занимающиеся производством цельномолочной продукции.

На территории Ульяновской области деятельность по производству цельномолочной продукции осуществляет ряд хозяйствующих субъектов. К наиболее крупным из них относятся:

ООО «Молочный завод»;

ЗАО «Алев»;

ОАО «Димитровградский молочный завод»;

ЗАО «Ульяновскмолпром»;

ООО «Симбирская молочная компания»;

ООО «Молочный комбинат «Вита»;

ООО «НовМолДом»;

ООО «Цильнинский молочный завод».

Продавцами на рынке цельномолочной продукции Ульяновской области также являются предприятия - производители  из других регионов России – Рязани, Татарстана, Самарской области, Мордовии. 

Покупателями являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и население, приобретающие данную продукцию, как для конечного потребления, так и для осуществления предпринимательской деятельности (юридические лица, индивидуальные предприниматели).

Географические границы товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.

Поскольку молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор, как удаленность производителя молока от предприятий переработчиков. Отсутствие у предприятий - производителей молока холодильных установок, большие транспортные расходы, обуславливают близость рынка молока к переработчику.

В последние годы транспортные расходы значительно увеличились в связи с постоянным ростом цен на бензин, запчасти и т.д. Это обусловило для сельскохозяйственных производителей ограничение выбора молочных предприятий для сдачи молока. Молоко доставляется на предприятия транспортом как сельскохозяйственных, так и молочных предприятий. Вследствие нехватки сырья молочные предприятия вынуждены завозить молоко из более отдаленных населенных пунктов. Однако, как для сельскохозяйственных, так и для молочных предприятий экономически целесообразно организовать доставку молока при минимизации транспортных расходов. Так при транспортировке автомобильным транспортом на расстояние более 100 км стоимость молочного сырья повышается от 3 до 8 процентов.

Данное обстоятельство приводит к сужению географических границ рассматриваемого рынка. Молочные предприятия в основном принимают молоко от хозяйств района своего местонахождения и близлежащих территорий. Причем приемка молока на переработку может осуществляться не только от сельхозпроизводителей своего региона, но и соседних.

В качестве основных критериев при выделении географических границ товарного рынка молочных изделий использованы следующие факторы:

•          наличие производства на территории;

•          возможность перемещения товара между территориями;

•          сохранность потребительских свойств в процессе транспортировки;

Географическими границами исследуемого рынка является территория Ульяновской области. 

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В 2007 году ульяновские предприятия произвели 58 554,64 тонн цельномолочной продукции (в перерасчете на молоко), а в 2008 году - 56 798,00 тонн (что на 3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года).

Производство цельномолочной продукции (в перерасчете на молоко) в Ульяновской области по данным Ульяновскстата в 2008 году составило 56 798 тонн. Ввоз на территорию составил 4 580,8  тонн, вывоз  - 21 695,5 тонн.

Следовательно, объем товарных ресурсов рынка в 2008 году составил:  56  798 – 21 695,5 + 4 580,8   =  39 683,3 (тонн).

Таким образом, объем товарного рынка цельномолочной продукции сократился на 20% по сравнению с прошлым годом, так как в 2007 году он составлял 49 451,54 тонн.

 

Таблица 1.

Расчет доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке

 

 

Доля на рынке, %

ООО «Молочный завод»

32,82

ОАО «Димитровградский молочный завод»

23,23

ЗАО «Алев»

15,30

ЗАО Ульяновскмолпром»

0,02

 

 

Общий объем рынка

100,00

 

Вопросы ценовой политики на анализируемом рынке

 

Анализируемый рынок в значительной степени зависим от фактора сезонности производства сырья. В течение года кривая производства молока-сырья, зависящая от генетических особенностей животных, выглядит следующим образом:

- январь, февраль – стабильное производство с тенденциями к увеличению;

- март, апрель, май – поступательное увеличение производства;

- август – резкое снижение производства;

- сентябрь, октябрь, ноябрь – поступательное снижение;

- декабрь – стабилизация производства.

При этом, рынок потребления готовой молочной продукции в это время изменяется совсем по-другому:

- январь, февраль, март – стабильное потребление;

- апрель, май, июнь, июль, август – низкая покупательная активность;

- сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь – стабилизация продаж с тенденцией роста.

Анализ показывает, что в момент максимального увеличения производства молока из-за снижения покупательской активности потребителя на рынке готовой продукции возникает так называемая проблема «лишнего молока». Чтобы это условно «лишнее молоко» принять и переработать, молочные заводы, комбинаты идут на определенные издержки, связанные с закладкой этого молока в продукты с «длинным» сроком реализации (масло, сухое молоко, сыры и т.д.).

Изменения цен на молоко и молочную продукцию носит сезонный характер, связанный с увеличением спроса на него со стороны населения и увеличением закупочных цен на сырое молоко на фоне снижения объемов его производства. На таблице 1 представлена динамика закупочных цен на молоко-сырье с января 2008 по июнь 2009 года в Ульяновской области.

 

Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используется коэффициент рыночной концентрации (СR3). На исследуемом товарном рынке коэффициент рыночной концентрации составляет СR3=71,35%. Следовательно, уровень концентрации товарного рынка высокий.

 

Барьеры входа на товарный рынок

 

В качестве барьеров входа на товарный рынок производства цельномолочной продукции хозяйствующие субъекты выделяют следующие:

экономические ограничения:

- ограниченная доступность заемного капитала по причине высоких процентных ставок, отсутствие льготных условий кредитования для инвестиций в новое строительство, реконструкцию, рекламу продукции и развитие сбытовой сети;

- рост стоимости сырья ввиду катастрофического сокращения в последние годы поголовья дойного стада. Проблема усугубляется сезонностью производства и возникающим ввиду этого дополнительным дефицитом, в отрасли животноводства - нехватка кадров, присутствует рост цен на энергоносители, на зерно (изменение закупочных цен предприятий на молоко-сырье  представлено на рисунке 1);

-  условия льготного расчета с покупателями (крупными торговыми сетями), завышена отсрочка платежа за поставленные товары. В среднем, сети выставляют отсрочку 30 календарных дней, что не выгодно поставщику в связи с тем, что она выше срока годности продукта;

- установление торговыми сетями лимитов на повышение цен (в условиях договора прописывается фиксированный процент повышения цены в месяц – как правило, не более 5%, но в связи с ростом цен на молочное сырье процент повышения цены на готовую продукцию может быть выше);

- установление торговыми сетями бонусов, премий при заключении договоров поставок для вхождения в новую торговую сеть;

- фиксированная доля торговой полки для ряда производителей;

- ограничения по спросу, высокая насыщенность рынка товарами, при низкой платежеспособности покупателей.

административные ограничения:

- требования обязательного удовлетворения стандартов и предъявляемых к качеству условий.

Состояние конкурентной среды на товарном рынке

 

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке производства цельномолочной продукции позволяет сделать вывод, что товарный рынок производства цельномолочной продукции является высококонцентрированным. Наибольшие доли занимают ООО «Молочный завод», ОАО «Димитровградский молочный завод», ЗАО «Алев». Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на данном рынке отсутствуют. Товарный рынок  цельномолочной продукции Ульяновской области относится к рынку с неразвитой конкуренцией.